Генератор индивидуальных заданий студентов
В предыдущем сообщении
блога составлен примерный план выполнения проекта “Инструменты
поддержки самостоятельной работы студентов”. В плане
определены основные действия преподавателя при организации различного вида
самостоятельных работ: практических занятий, лабораторных,
расчетно-графических, курсовых работ и проектов. Первым в списке
определен “Генератор индивидуальных заданий студентов”, который
позволяет реализовать первые шесть пунктов плана, важнейшим из которых является
третий пункт: “Разработать индивидуальные задания для студентов”.
При разработке
большого количества индивидуальных заданий преподаватели вузов часто испытывают
определенные затруднения.
Представление заданий в виде печатных
сборников обладает следующими основными недостатками:
·
высокая стоимость подготовки и издания сборника;
·
сложность модификации и обновления заданий, т.к. изменение хотя бы одного пункта задания требует переиздания всего сборника.
В системах
дистанционного обучения используются программы,
которые генерируют задания на основе существующей базы заданий. Однако такие
задания, как правило, не являются индивидуальными, т.к. они не “привязываются”
к конкретному студенту.
Рассмотрим
кратко возможности программы GenTasks, которая
позволяет генерировать индивидуальные
задания студентов.
Пользовательский
интерфейс программы приведен ниже.
 |
Рис. Интерфейс генератора индивидуальных заданий студентов GenTasks |
Программа
позволяет преподавателю легко составлять и модифицировать задания. Для каждого
вида занятий дисциплины преподаватель должен подготовить файл банка заданий, формат которого определен специально разработанной формальной
грамматикой. Грамматика позволяет
описать необходимое количество пунктов задания и их варианты, а также любую необходимую
информацию (название и цель работы, содержание пояснительной записки и требования
к графическим материалам, график выполнения
и рейтинговая оценка этапов, меры по мотивации студентов, рекомендованную
литературу и т.п.).
Студент для генерации
индивидуального задания должен:
·
ввести персональные данные в поля Фамилия И.О. и Группа .
Эти поля определяют индивидуальность задания, являются обязательными и без их
заполнения последующая работа с генератором невозможна. После ввода персональной
информации о студенте кнопка Определить файл задания становится доступной;
·
определить дисциплину и вид учебного
занятия, по которому необходимо создать задание, выбрав файл банка
заданий в диалоговом окне, которое появляется на экране после нажатия кнопки Определить файл задания . Имя файла банка заданий
выводится в контейнер Файл
задания ;
·
нажать кнопку Сгенерировать
задание , при этом будет создано индивидуальное задание, которое
выводится в текстовое поле экранной формы. На рисунке отображены только
начальные пункты задания. Состав и общий объем информации, включаемый в
задание, определяется преподавателем и составляет обычно 3 - 5 страниц.
Создание
задания осуществляется с использованием генератора псевдослучайных чисел,
которому передается персональная информация студента.
После генерации
задания студент может:
· сохранить задание в виде файла (кнопка Сохранить );
· распечатать задание (кнопка Печать ), которое затем может включить в
пояснительную записку работы;
· очистить текстовое поле, которое содержит задание (кнопка Очистить );
· приступить к генерации нового задания по другому виду занятий или другой
дисциплине.
Генератор
позволяет легко проверить, не изменил ли студент условия своего задания. Для
этого достаточно перед началом защиты запустить GenTasks и визуально
сравнить задание на экране с заданием в пояснительной записке.
Для мотивации выполнения студентом задания в указанный срок практикуется следующее:
за каждую неделю отставания студент должен выполнить 2
дополнительных пункта. Для определения доп. пунктов используется генератор, но в этом случае в поле Фамилия И.О. студент должен ввести свою
фамилию и инициалы.
В случае
необходимости модификации заданий достаточно изменить лишь файл банка заданий.
Рассмотренный
генератор индивидуальных заданий с успехом используется в течение многих лет. Генератор показал высокую надежность
работы, простоту создания заданий для новых дисциплин, возможность быстрой
модификации заданий, что особенно важно для быстроразвивающихся специальностей.
В следующих сообщениях блога будут рассмотрены сервисы твиттера, тем более что отношение
к нему у некоторых слушателей ОДК отрицательное.